Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Наш детский сад – открытое образовательное пространство для всех!
В МБДОУ №1 «Тополек» созданы специальные условия обучения, воспитания и развития обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.

Обеспечение в образовательной организации условий доступности, позволяющей инвалидам получать образовательные услуги наравне с другими

Дублирование для инвалидов по слуху и зрению звуковой и зрительной информации Используется контрастная лента для маркировки ступеней (предназначена для обеспечения безопасного движения людей с ограниченной функцией зрения — слабовидящими)
Дублирование надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными шрифтом Брайля В настоящее время данная функция отсутствует
Возможность предоставления инвалидам по слуху/зрению сурдопереводчика/тифлосурдопереводчика По предварительной договоренности возможно предоставление инвалидам по зрению/слуху сурдопереводчика/тифлосурдопереводчика
Наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для инвалидов по зрению Официальный сайт учреждения адаптирован для лиц с нарушением зрения.
Наличие возможности предоставления образовательных услуг в дистанционном режиме или на дому Возможность предоставления образовательных услуг в дистанционном режиме или на дому имеется
Иные возможности

Специально оборудованные учебные кабинеты

В детском саду имеются кабинеты для индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми.
Кабинет учителя-логопеда и педагога-психолога, приспособленных в том числе для использования детьми -инвалидами и детьми с ОВЗ.

Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Для развития и оздоровления воспитанников созданы следующие условия:
-Физкультурно –музыкальный зал;
-Групповые помещения
приспособленные в том числе для использования детьми -инвалидами и детьми с ОВЗ.

Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В детском саду имеется библиотека, приспособленная в том числе для использования детьми -инвалидами и детьми с ОВЗ.

-методическая литература по всем направлениям образовательного процесса: физическое развитие, речевое и познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие дошкольников.
-отраслевые периодические издания газеты, журналы: «Дошкольное воспитание», «Справочник старшего воспитателя», «Музыкальный руководитель», «Справочник руководителя ДОУ», «Ребёнок в детском саду» и др.
-детская художественная литература по возрасту.
Библиотечный фонд и информационная база востребованы в детском саду педагогами, родителями. В группах старшего дошкольного возраста оформлена сюжетно-ролевая игра «Библиотека», в которой дети используют детскую художественную литературу.

Библиотечно – информационный фонд в детском саду пополняется в соответствии с финансовыми возможностями МБДОУ.

Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Объекты спорта находящиеся в МБДОУ и приспособленные в том числе для использования детьми -инвалидами и детьми с ОВЗ.

  1. Физкультурный зал с общей площадью — 109,7 м

Оборудование физкультурного зала составляют:

— гимнастическая стенка;

— гимнастическая доска;

— гимнастические скамейки;

— стойки и планки для прыжков;

— пособия для выполнения физических упражнений (мячи, мешочки с песком, обручи, ленточки, палки гимнастические, кубики, погремушки, шнуры и др.);

— спортивные тренажеры;

— щит баскетбольный;

— мячи -фитболы;

— гимнастические мячи;

— обручи;

— дуги для подлезания;

— мягкие модули;

— переносное оборудование (горка-скат, лестницы);

— дополнительные физкультурные пособия в виде зрительных ориентиров (плоскостные дорожки, геометрические фигуры и т.д.).

  1. Спортивная площадка

— спортивный комплекс;

— нетрадиционное выносное оборудование (мешочки, бутылки с песком, гири, метелочки, веревочки).

  1. 11 прогулочных площадок, соответствующих возрастным особенностям детей, оборудованных металлическими и деревянными игровыми конструкциями для проведения НОД по физкультуре.

Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Средства обучения и воспитания МБДОУ

Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

Имеющиеся в МБДОУ средства обучения:

— печатные (учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т.д.);

— электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы и т.п.);

— аудиовизуальные (слайды);

— наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);

— демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные)

— спортивные снаряды, мячи и т.п.

Идеальные средства обучения – это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют педагоги и дети для усвоения новых знаний.

Наиболее эффективное воздействие на воспитанников оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания.

Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС ДО к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.

Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках НОД по освоению Программы, но и при проведении режимных моментов.

Развивающая предметно-пространственная среда групп содержательно-насыщена, трансформируемая, полифункциональна, доступна и безопасна, отвечает санитарно-гигиеническим нормам, возрастным особенностям и потребностям детей. Обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки»), оснащенные большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. В групповой комнате созданы условия для самостоятельной двигательной активности детей.

Обеспечение беспрепятственного доступа в здания МБДОУ

Оборудование территории, прилегающей к образовательной организации, и ее помещений с учетом доступности инвалидов

Вход в здание Вход в здание оборудован кнопкой вызова персонала. Доступ в здание инвалидов и других маломобильных граждан осуществляется с помощью персонала
Наличие пандуса /подъемными механизмами На данный период отсутствует
Наличие выделенных стоянок для автотранспортных средств инвалидов На территории МБДОУ парковки транспортных средств нет (в целях безопасности). Имеется зона стоянки транспортных средств, которая находится рядом с территорией МБДОУ, со стороны строения 36 по ул. К.Маркса. В весенне-летний период 2023г. запланировано организовать парковочное место для инвалидов с личным транспортом, путем установки соответствующих дорожных знаков и дорожной разметки
Наличие адаптированных лифтов, поручней, расширенных дверных проёмов Имеются расширенные дверные проемы. Другие приспособления невозможны в связи с индивидуальной особенностью строения здания
Наличие сменных кресел -колясок. Отсутствуют
Наличие специально оборудованных санитарно-гигиенических помещений в организации. В МБДОУ оборудован отдельный туалет для персонала и посетителей

Специальные условия питания

Питание в детском саду является полноценным, разнообразным по составу продуктов и полностью удовлетворяющим физиологические потребности растущего организма в основных пищевых веществах.
В детском саду контроль за организацией питания детей осуществляет заведующий МБДОУ и медицинская сестра.
Учитываются основные принципы рациональной организации питания:
·строгое соблюдение времени и интервалов между кормлением. Завтрак и ужин должны продолжаться 15-20 минут, полдник 10-15 минут, обед 20-25 минут.
·количество приемов пищи в день должно быть равно: дети старше 4 лет-4 раза в день, последний прием пищи – не позднее, чем за 2 часа до сна;
·правильное количественное и качественное распределение пищи на отдельные приемы;
·введение в меню на полдник кисломолочных продуктов, обогащенных бифидобактериями;
·обогащение меню натуральными соками, фруктами, свежей зеленью и овощами;
соблюдение условий приема пищи и правил поведения детей во время еды.

Специальные условия охраны здоровья

В детском саду созданы условия для физкультурно-оздоровительной работы, огромное внимание уделяется психоэмоциональному состоянию детей. Существуют основные направления оздоровительной работы:

  1. Организация санитарно – эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей;
  2. Организация питания;
  3. Обеспечение психологической безопасности детей вовремя их пребывания в детском саду;
  4. Организация лечебно-профилактической работы с детьми;
  5. Физическое воспитание детей.

Физкультурно-оздоровительная работа в течение дня:

— утренняя гимнастика с использованием элементов дыхательной гимнастики Е. Стрельниковой под контролем врача и оздоровительный бег по системе Ю. Ф. Змановского;

— комплекс пищеварительной гимнастики перед каждым приемом пищи, способствует лучшему усвоению пищи;

— остеопатическая гимнастика после сна проводится с целью предупреждения нарушения осанки;

— комплекс для коррекции осанки;

— физкультминутки, глазная гимнастика – проводится для улучшения работы мозга и укрепления глазных мышц;

— подвижные игры, — рассматриваются как универсальное средство развития двигательных и психических способностей детей;

— прогулки повышенной двигательной активности, физические упражнения на прогулке, способствуют двигательной активности детей и как закаливающее мероприятие.

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Воспитанники МБДОУ №1 «Тополек» не имеют доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям.
Количество компьютеров в МБДОУ, подключенных к сети Интернет, в том числе для учебно-вспомогательных целей – 7 шт. Локальная сеть обеспечена доступом к сети Интернет. Оказание данных услуг осуществляется провайдером «Ростелеком».
Разработан и действует сайт МБДОУ №1 «Тополек»: https://mbdou-1.ru/ Официальный сайт МБДОУ имеет версию для слабовидящих.
Ресурсы сети интернет используются для взаимодействия с родителями, обмена информацией с коллегами и в иной методической деятельности сотрудников учреждения.

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Самостоятельный доступ воспитанников к электронным образовательным ресурсам в МБДОУ не предусмотрен.
Основными задачами использования электронных образовательных ресурсов при реализации программ является – оптимизация педагогического процесса, повышение познавательной активности и интереса у воспитанников. Интерактивная доска для воспитанников старшего дошкольного возраста.
Функцией электронных образовательных ресурсов является обеспечение интерактивности процесса воспитания, развития детей дошкольного возраста, а также развития предпосылок учебной деятельности.

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

В МБДОУ имеются технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (нарушение речи):

Кабинет учителя- логопеда содержит:
— материалы и игры по темам;
— зеркала с лампой дополнительного оснащения;
— комплект зондов для постановки звуков;
— дыхательные тренажеры, игрушки для развития правильного речевого дыхания;
— картотеки материалов для автоматизации и дифференциации звуков;
— логопедические альбомы для обследования;
— предметные и сюжетные картинки по лексическим темам;
— настольно-печатные дидактические игры;
— алгоритмы, схемы, мнемотаблицы;
— методическая, дидактическая, справочная и художественная литература;
— интерактивная доска с комплектом программного обеспечения;
— мультимедийная установка: проектор, экран, ноутбук

Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат

Отсутствует

Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Отсутствует